Экономические и финансовые парадоксы

  • Будете ли вы счастливее, если вам повысят зарплату? И да и нет.
  • Повышаем цены на товары, но люди начинают покупать его больше. Снижаем цены - падает привлекательность для покупателя. Это же глупо. Но это работает.
  • Как продать вещь в десять раз дороже ее рыночной стоимости. Боязнь потерь заставит вас еще и побороться за нее.
  • Сбережения могут приблизить наступление "черного дня"? Да.

Парадоксы? Да. Экономические, финансовые и поведенческие.

Парадокс Истерлина

Парадокс Истерлина заключается в том, что в благополучных странах с быстрым или не очень быстрым ростом экономики, когда растет также и благосостояние людей, уровень счастья (благополучия) населения повышается, но до определенного момента.

Через 10-15 лет, даже если экономический уровень и благосостояние населения растет, уровень счастья перестает увеличиваться. То есть деньги делают людей счастливыми только до определенной степени.

Эту закономерность выявил в 1974 году профессор Ричард Истерлин из Университета Южной Калифорнии, в результате чего парадокс получил его имя.

Согласно теории Истерлина, деньги делают людей счастливыми только до определенной точки, и после того, как человек начинает стабильно зарабатывать достаточно много денег, он перестает испытывать счастье и постоянно мучается мыслью, что зарабатывает меньше, чем он этого заслуживает.

Счастье не в деньгах - парадокс

Некоторые эксперты считают, что благополучие многих людей  связано с тем, сколько у них есть денег по отношению к доходам других людей.

Владелец сельского магазина в бедной деревне может быть больше счастлив, чем миллионер, живущий по соседству с одними миллиардерами. На фоне сверхбогачей - миллионер обычный нищеброд. И это угнетает, делает человека несчастным. Простыми словами - миллионер ощущает себя неудачником. 

А вот мелкий лавочник по меркам деревни - олигарх, который живет богаче всех в округе. Он победитель по жизни! 

Парадокс Веблена

Автор парадокса Веблена американский экономист Торстейн Бунде Веблен.

Парадокс Веблена – ситуация, когда снижение цены товара ухудшает его качество и престиж в глазах покупателей, а повышение цены, наоборот, делает товар более желанным и привлекательным. Среди примеров товаров Веблена можно назвать произведения искусства, антиквариат, автомобили премиум-класса, элитную недвижимость и прочие товары роскоши.

Такой тип покупательского поведения назван парадоксом потому, что противоречит основному закону спроса, согласно которому увеличение цены товара приводит к снижению его потребления.

Парадокс (товар) Гиффена

Товар Гиффена — это товар, потребление которого увеличивается при повышении цены на него. В отличие от предыдущего парадокса, речь идет о базовых продуктах потребления (в первую очередь питания).

Если растёт цена на бананы, киви и креветки — люди будут покупать этих продуктов меньше. Посещение кафе и ресторанов становится дороже — начнем экономить и на этом. Но если растёт цена на хлеб, картофель, соль, сахар и конечно же гречу,  то потребление этих товаров начинает увеличиваться.

В чем причина? В бюджете небогатых семей на покупку товаров первой необходимости уходит львиная часть дохода. Повышение цен на эти товары приводит к тому, что реальные доходы населения снижаются. Люди вынуждены сокращать покупки прочих (не важных) товаров, увеличивая потребление базовых продуктов, чтобы банально выжить.

Эффект Гиффена наблюдается в периоды экономического кризиса или смены политического курса.

Различное поведение покупателей в отношении товаров, позволило сформулировать разделение товаров на две группы: обычные товары и “товары Гиффена”. Характерными примерами товаров Гиффена можно считать недорогие товары массового потребления: крупы, макароны, хлеб.

Парадокс бережливости

Парадокс, сформулированный американским экономистом Джоном Кейнсом, звучит следующим образом:

Чем больше мы откладываем на чёрный день, тем быстрее он наступит.

Попытка делать сбережения в кризис - подобна попытке экономить воду в пустыне. Чем больше нам хочется пить, тем больше мы начинаем экономить воду. Чем больше мы начинаем экономить воду, тем больше нам хочется пить. Круг замкнулся!

В экономике наблюдается аналогичная ситуация: экономия денег во время кризиса приводит к падению спроса, из-за падения спроса снижается производство товаров и услуг, это в свою очередь ведет к сокращению зарплат и (или) людей, что в итоге приведёт к уменьшению сбережений. Круг опять замкнулся!

Парадокс ценности

Парадокс ценности звучит следующим образом:

Почему, несмотря на то, что вода для человека намного полезнее, чем алмазы, цена алмазов намного выше воды?

Автор парадокса - основатель современной экономики Адам Смит. Вы можете попробовать разгадать его самостоятельно — представьте что перед вами обычная задачка на логику. А потом сравните ваш ответ с одним из трех "правильных решений":

  1. При непрерывном акте потребления, цена каждой последующей единицы продукта ниже, чем предыдущей (закон Госсена). Раз воды мы расходуем в миллион раз больше, чем алмазов, то и цена на неё примерно будет в миллион раз ниже.
  2. Цена зависит не только от экономических, но ещё и от психологических обоснований. Мы привыкли считать алмазы редкими и ценными, поэтому и готовы платить за них больше.
  3. Стоимость товара определяется, прежде всего, технологическими причинами. Добывать редкие алмазы и обрабатывать их — сложно и трудоёмко. Поэтому алмазы стоят так дорого.

Парадокс Базермана

Парадокс Базермана назван по имени профессора Гарварда Макса Базермана. Каждый год Макс Базерман продает своим студентам двадцатидолларовую купюру намного выше номинала. Его рекорд – продажа $20 за $204.

Как он это делает? Преподаватель выставляете $20 купюру на аукцион. Забрать ее может тот, кто даст за нее больше всего денег. Правда есть еще небольшое условие.

Человек, который будет сразу за победителем, должен отдать профессору ту сумму, которую он был готов заплатить за $20. То есть, если две самых высоких ставки были $15 и $16, то победитель покупает 20 долларовую купюру за 16 баксов, а второй  человек отдает профессору $15.

Обычно торги начинаются с одного доллара и быстро достигают $12-16. В этот момент большинство студентов выпадают из аукциона, и остаются только два человека с самыми высокими предложениями.

Медленно, но уверенно аукцион подходит к цифре $20. Понятно, что выиграть уже невозможно, однако аукцион продолжается и быстро доходит до $50 и выше.

Почему люди неизменно платят за $20 больше денег? Потому что у человека есть слабое место – боязнь потери, и он ведет себя крайне нерационально, когда начинает терять деньги.

Почему так сложно управлять собственным инвестиционным портфелем?

Как только торги доходят до $12-$16, второй человек понимает, что ему грозит потеря, поэтому он начинает ставить больше, чем собирался, пока аукцион не доходит до $21. На этом этапе оба участника потеряют деньги, но кто-то потеряет всего доллар, а кто-то двадцать. Чтобы минимизировать потери, каждый человек старается отыграться, и эта гонка приводит к еще большим потерям.

Про другие парадоксы:

Оцените статью
Записки инвестора
Добавить комментарий

  1. Сергей

    Ничего нового. Кто то в магазин давно не ходил? =)

    Ответить